Майк
Лэм
Кто хочет быть асом-истребителем?
Правила для турниров
во время конференций для серии Down in Flames
Вступление
Одна из тех вещей, которые отсутствуют в серии Down in Flames это
система, благодаря которой Вам можно было бы следить за карьерой пилота в
течение войны. При системе, учитывающей число побед, для игроков становится
возможным приблизиться к цифрам достигнутым некоторыми наиболее результативными
асами истории. Приблизиться, возможно, не к чемпиону всех времен немцу Эриху
Хартманну (352 победы), но, скорее всего, к таким асам, как безногий британский
ас Дуглас Бэдэр (23 победы), лучшему асу морской пехоты Грегори «Пэппи»
Бойингтону из телесериала Baa-Baa Black Sheep (28 побед) или к практически
неизвестному японскому асу Хиройоси Нисидзава (87 побед). Побуждение опробовать
данную идею совпало приблизительно со временем проведения конференции West
Weekend под эгидой компании GMT Games. В целом, интерес участников конференции к
Down in Flames был невысоким, даже в рамках запланированного турнира. Несколько
игроков играли в DiF, чтобы провести время между партиями в другие игры, но
после нескольких схваток истребителей, они играли во что-то другое. В 1999 году
конференции West Weekend требовалась большая заинтересованность в DiF. Игрокам
требовалось дополнительное побуждение для того, чтоб принять участие в игре. Нам
требовалось соревнование, чтобы определить, кто может стать наиболее
результативным пилотом конференции West Weekend.
Я пересмотрел статью с
вариантом игры для Down in Flames из журнала C3i №6 написанную Джозефом Лиганом,
которая называлась «Ребята из Аббвиля». Эта статья предлагала ролевую игру, в
которой пилоты получали бы дополнительные способности за каждые пять вражеских
самолетов, которые им удавалось сбить. Я подумал, что подобная этой система
могла бы сработать. Благодаря этой статье из C3i теперь у меня была основная
идея о том, каким образом провести турнир по DiF на следующей конференции West
Weekend, но у меня не было четких критериев, пока не было. Но у меня будет один
год, чтобы что-то подготовить.
Годом
спустя
Далее следуют критерии, которые я использовал на
второй конференции GMT West Weekend, проведенной в апреле 2000 г. Это поможет
тому, кто захочет провести подобный турнир на собственной конференции или в
собственном игровом клубе. Получайте!
Основные
критерии
Турнир представляет из себя серию миссий из DiF, во время которых
каждый игрок, а также судья, фиксируют результаты миссий пилотов. Набранные в
миссиях очки и одержанные победы в воздушных боях позволяют пилотам получать
дополнительные способности. Окончательной целью является достижение наибольшего
числа побед одним пилотом, и провозглашение его «Асом из Асов» данного турнира.
Другими, менее значимыми целями и призами, могут стать звание лучшего немецкого,
британского, американского, советского или японского аса.
Игроки начинают с
того, что выбирают, с какого года начать карьеру своего пилота и за какие
военно-воздушные силы он будет сражаться: британские Королевские ВВС (RAF), ВВС
США (USAAF), ВВС Корпуса Морской Пехоты США, Советские ВВС, ВВС Японского
Императорского Флота или немецкие Luftwaffe. Пилоты не могут переходить из одних
ВВС в другие, даже если это союзные ВВС (не могут менять национальность), но
могут совершенствовать свои навыки с течением времени. Пилоты могут переходить в
следующий год войны, после какой-либо миссии, чтобы летать на новейших типах
машин, но не могут возвращаться к более раннему году войны. Победы и способности
пилота сохраняются и переходят вместе с пилотом в последующие годы. Перемещение
немецких пилотов между Западным и Восточными фронтами должно быть ограничено.
Игроки могут иметь более одного активного пилота (и ведомого), одновременно в
составе различных ВВС, или в разные годы войны, то есть, игрок может иметь
одного активного пилота RAF в 1941 г. и двух в составе Luftwaffe в 1943 г. – по
одному на каждом фронте.
Игроков следует поощрять называть своих пилотов и
ведомых, для того, чтобы всем было удобно отличать результаты одного пилота от
результатов другого. Если игрок не может придумать имя, то судья должен
случайным образом присвоить соответствующее имя.
Миссии могут разыгрываться
каждый раз, когда несколько игроков готовы к этому или официальные миссии могут
начинаться каждые 30, 60, 90 минуть, и т.д. Если участвует нечетное число
пилотов, то судья (или судьи) могут присоединиться, чтобы уровнять схватку. Или
игроки могут согласиться на то чтобы «слетать» миссию на Восточном фронте, где в
целях игрового баланса, советские истребители по численности превосходят
немецкие истребители соотношении 3 к 2 или 4 к 3.
Должен использоваться
принятый в Luftwaffe метод зачета побед: Один человек, одна победа, победа
засчитывается пилоту, который дал очередь, сбившую вражескую машину. Союзный
метод учета совместных побед, хотя и воплотим, потребует записи того, кто
добился каждого попадания и сделает ведение учета излишне сложным. Когда
какой-либо ведущий достигает пяти побед (или дополнительных пяти) и заканчивает
миссию (и выживает), игрок бросает шестигранный кубик, чтобы определить
способность аса согласно Таблице 1. Из-за неравного качества самолетов,
способности аса для немецких пилотов на Восточном фронте получаются за семерки
побед.
Таблица 1. Способности аса для ведущего пилота | |
---|---|
Бросок Кубика |
Полученная способность |
1 |
A |
2 |
B |
3 |
D |
4 |
H |
5 |
P |
6 |
T или
M |
Результаты этой таблицы располагаются на 19 странице правил игры Rise of
Luftwaffe или на странице 6 правил для кампаний игры Zero!, за исключение
результата «6»: «Т» или «М» (это НОВИНКА). Это позволяет пилоту игрока заменить
одну карточку на «Крутой Разворот» Tight Turn или «Маневр» Maneuvering один раз
за игру. Он может объявить о том, что карточка разыграна либо как «Крутой
Разворот» Tight Turn, либо как «Маневр» Maneuvering, вне зависимости от того,
какая карточка была разыграна на самом деле.
Если вражескую машину сбивает
ведомый пилот, победа записывается на счет именно ведомого пилота, а не его
ведущего. Ведомые пилоты, которые достигают пяти или более побед, определяют
свои способности аса по Таблице 2:
Таблица 2. Способности аса для ведомого пилота | |
---|---|
Бросок Кубика |
Полученная способность |
1 или
2 |
A |
3 или
4 |
D |
5 или 6
|
Т или
М |
Все учтенные победы и способности ведомого сохраняются, когда ведомый пилот
сам становится ведущим.
После того, как пилот вторично становится асом, если
он выбрасывает на кубике ту же, что и раньше, способность, то этот пилот вместо
нее приобретает способность изменить любую одну карточку на «Бочка» Barrel Roll
один раз за миссию. Любые последующие пары повторяющихся способностей после
первой пары не дают дополнительных способностей. Таким образом, каждый пилот
может получить до семи разных способностей аса, но только по одному разу
каждую.
Пилот игрока может быть сбит. Это не всегда означает, что он "убит" и
покидает игру. Персонажи пилотов покидают игру, будучи сбитыми, только:
1. С
помощью карточки «Попадание в Бензобак» Fuel Tank. Успешная атака, приведшая к
попаданию в бензобак, всегда приводит к гибели в бою KIA пилота и
хвостового стрелка (если таковой наличествует).
2. Если пилот сбит с помощью
карточки, отличной от карточки «Попадание в Бензобак», то требуется, чтобы игрок
бросил шестигранный кубик. Выпавшая «1» означает, что пилот погиб, «2» означает,
что пилот становится военнопленным до конца войны POW, а значения от
«3» до «6» означают, что пилот спасся и может продолжать полеты. Хотя, первый
пилот игрока во время турнира считается автоматически спасшимся во время первых
пяти миссий (за исключением, опять же, атаки, приведшей к попаданию в бензобак).
По завершении первых пяти миссий игрока, игрок должен бросать кубик, чтобы
определить судьбу любого своего сбитого пилота, включая новых
пилотов.
Ведомый пилот может стать ведущим в начале миссии, но только в
случае потери своего старого ведущего в предыдущей миссии. Игрокам разрешается
добровольно выходить из боя в любой ход. Если машина ведущего, выходящего из
боя, уничтожается, когда враг находится у нее на хвосте или она находится в
невыгодном положении, то вражеский ведущий засчитывает победу. Если машина
спасающегося ведомого уничтожена, то победа засчитывается вражескому ведомому.
Если выходящая из боя машина уничтожается, когда «висит» на хвосте, находится в
преимущественном или нейтральном положении, то победа не засчитывается никому.
Пилоты, выходящие из боя, которым не повезло, и их машина была уничтожена,
по-прежнему должны подвергаться проверке с помощью броска шестигранного кубика,
как это описано выше, для определения их дальнейшей судьбы.
«Доска Почета»
Судья может
повысить интерес участников, помещая имя «Аса из Асов» и список побед пилотов на
заметное место, например на стену. Достаточно большой список также привлечет
новичков с вопросами: «Что это такое?». Доска может иметь отдельные разделы для
каждых ВВС (а пилоты Luftwaffe отмечаются отдельно в зависимости от того, воюют
ли они на Западном или Восточном фронте), где отмечен игрок, его пилот, текущий
год и сумма побед.
Годы кампании и Доступные
машины
Игроки могут сыграть миссии в пяти разных временных
периодах: Западный фронт, лето 1940 г.; Западный фронт, лето 1941 г.; Западный
фронт лето 1943 г.; Западный фронт, осень 1944 г.; Восточный фронт, лето 1943 г.
и Тихоокеанский ТВД, лето 1942 г.
Игроки выбирают типы самолетов, которые
были доступны в эти годы, используя британские, американские или русские машины
против японских и немецких машин для этого периода времени, как это указано в
Диаграмме 1: Доступные Типы Машин.
Диаграмма 1: Доступные Типы
Машин | |||||
Кампания | Luftwaffe | RAF | США | ВВС СССР | Япония |
Лето 1940 | Bf-109E, Bf-110C | Spitfire Mk. I, Hurricane Mk. I | - | - | - |
Лето 1941 | Bf-109F | Spitfire Mk. V | - | - | - |
Лето 1942 | - | - | P-40E F4F | - | A6M2 |
Лето 1943 | Bf-109G, FW-190A | Spitfire Mk. IX | P-47C | «Як-9», P-39N | - |
Осень 1944 | Bf-109G, FW-190A Bf-109D | Spitfire Mk. XIV | P-47D, P-51D, P-38L | - | - |
Типы Миссий
Доступно два типа
миссий: схватка истребителей Dogfight и сопровождение/перехват бомбардировщиков.
Бросок шестигранного кубика определяет тип миссии. Сверьтесь с Диаграммой 2: Тип
Миссии.
Диаграмма 2: Тип Миссии | ||||||
Бросок Кубика | Западный фронт 1940 г. | Западный фронт 1941 г. | Тихоокеанский ТВД 1942 г. | Западный фронт 1943 г. | Восточный фронт 1940 г. | Западный фронт 1944 г. |
1 | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight |
2 | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight | Dogfight |
3 | Do-17 | Dogfight | B-25C | B-26B | «Ил-4» | B-26G |
4 | Do-17 | Dogfight | B-26B | B-26B | «Ил-4» | B-26G |
5 | He-111 | Dogfight | G3M2 | B-17F | Ju-88A | B-17G |
6 | He-111 | Blenheim | G4M1 | B-17F | He-111 | B-24J |
Все миссии имеют продолжительность 6 ходов. Если бомбардировщики принимают
участие в миссии, то истребители тех же ВВС сопровождают бомбардировщики, а
вражеские истребители являются перехватчиками. Бомбардировщики могут быть
атакованы во время этой миссии. Нет ходов Захождения на Цель Ingress,
Бомбардировки Bomb или Ухода от Цели Egress, таким образом, не
определяются ни результаты бомбардировки, ни огня ПВО.
В 1943 г. B-25C могут
быть заменены на B-26B, если весь эскорт - это Spitfire IX.
Если используются
средние бомбардировщики, то их четыре на каждую миссию в двух построениях.
ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на то, что Ju-88A - это пикирующие бомбардировщики, они
остаются на средней высоте на всем протяжении миссии.
Если используются
тяжелые бомбардировщики, то их шесть на каждую миссию в двух построениях на
высокой высоте.
Полезный но Необязательный
Инвентарь
1. Журнал C3i #5, вкладка с машинами для сценария
«Зимняя война», среди которых средние бомбардировщики «Ил-4».
2. Журнал C3i
#11, вкладка с машинами для сценария «Кубанский плацдарм», среди которых
истребители P-39N и «Як-9Д».
Наличие этих номеров рекомендуется только для
использования в кампании 1943 г. на Восточном фронте. Турнир можно проводить и
без кампании этого года.
Рекомендуемые Необязательные
Изменения
Основываясь на опыте и отзывах игроков второй
конференции GMT West Weekend, рекомендуются некоторые необязательные изменения
для будущих турниров:
1. Отбросьте 1940
г. на Западном фронте. «Спитфаерам» слишком легко сбивать Bf-109 (для чего
требуется всего пять попаданий). Общие потери во время турнира на конференции
West Weekend были 48 Bf-109 против 30 «Спитфаеров». Лишнее очко живучести
«Спитфаера» по сравнению с «Мессершмитом» составляет большую разницу.
2. Измените очки начисляемые за победу для
Luftwaffe на Восточном фронте на 1 за P-39N и 0,75 за каждый сбитый «Як-9» и
«Ил-4», и используйте 5 побед, как условие для получения способности
аса.
3. Добавьте побудительный мотив для
атаки или защиты бомбардировщиков, давая перехватчикам и эскорту бонусы за
успешные миссии перехвата и сопровождения:
А)
Для осуществляющих перехват пилотов/ведомых сбивших средний
бомбардировщик засчитывайте победу и 1 очко перехвата, а за сбитый тяжелый
бомбардировщик засчитывайте победу и 2 очка перехвата. Когда сумма побед и очков
перехвата пилота достигает 5, он получает временную способность «М», которая
позволяет ему заменить одну любую карточку на карточку «Маневр» один раз за
миссию.
В) Подобным же образом,
осуществляющие эскорт пилоты/ведомые, которые заканчивают миссию со средними
бомбардировщиками, и все бомбардировщики возвращаются – засчитывают два (+2)
очка эскорта, в случае потери одного бомбардировщик – одно (+1)очко, а в случае
потери двух бомбардировщиков – ни одного. Хотя, потеря трех бомбардировщиков
приводит к потере одного (-1) очка эскорта, а потеря четырех и более
бомбардировщиков – двух (-2) очков эскорта. Одно очко эскорта засчитывается,
если не потеряно ни одного тяжелого бомбардировщика, и ни одного в любом другом
случае. Когда сумма побед и очков эскорта пилота достигает пяти, он получает
временную способность «Т», которая позволяет ему заменить одну любую карточку на
карточку «Крутой Разворот» один раз за миссию.
С)
Когда пилот/ведомый становится асом обычным образом, одержав 5
победу, любые его временные способности заменяются постоянной, а очки перехвата
и эскорта «сгорают». Пилот-ас может накапливать новые очки перехвата и эскорта,
чтобы иметь возможность снова получить временные способности, которые снова
исчезнут при получении другой способности аса. Таким образом, пилот теоретически
может получить девять разных способностей аса.
Замечание Разработчика Правил
Турнира
· Формат Турнира – Представляется
собой идеальную форму проведения времени для игроков между другими турнирами. Он
позволяет игрокам прерываться, а позднее, если им этого хочется, возвращаться к
турниру. Турнир изначально планировался, как событие, которое позволит игрокам
заполнить свободное время на конференции West Weekend, считалось, что немногим
будет интересно играть каждый час или два. Но, турнир превратился в практически
беспрерывное событие под лозунгом «давай слетаем еще разок», было проведено 57
миссий за приблизительно 40 часов игры, в чем приняло участие 17 разных
игроков.
· Таблица способностей аса для ведомого – Для
ведомых была создана своя таблица способностей аса, потому что было бы тяжело
давать им способности рассчитанные на обычный набор карточек, т.е., увеличенное
число очередей («В»), улучшенная маневренность («Р») или мощность мотора («Н»).
Хорошим решением стало наделение ведомых способностями не зависящими от размера
набора карточек, повышенная прочность («D»), или от числа доступных карточек
(«А» и «Т/М»). Так как у ведомых есть свои собственные «мини» наборы карточек,
то возможность для них набирать дополнительные карточки сделала бы их слишком
мощными, особенно в случае с Fw-190A.
· Гибель пилота – В
изначальной статье из журнала C3i, результаты броска кубика «3» или «4» могли
привести к попаданию в плен, если миссия происходила над вражеской территорией.
Для турнира же было сделано допущение о том, что пилоту удается продержать свою
тяжело поврежденную машину достаточно долго, чтобы «дотянуть» до
своей/нейтральной территории, и его спасут, что позволит ему продолжить
полеты.
Чтобы поддержать интерес к игре на ранней стадии, игрокам позволяется
одержать свои первые победы прежде, чем возникнет вероятность гибели/попадания в
плен. Если пилот сбивается, то в течение первых пяти миссий он считается
автоматически спасшимся (за исключением «Попадания в бензобак»). На конференции
West Weekend это единственным положительным аспектом для кампании 1940 г. Но это
вызвало огромную диспропорцию в числе сыгранных миссий 1940 г. (27 из 57, или
47% миссий). Для будущих турниров, критерии должны быть изменены для каждого
года кампании.
· «Доска Почета» – Все пилоты всех наций
заинтересованы в том, какое место по числу побед они занимают среди коллег.
Игроки-пилоты на конференции West Weekend не были исключением. Чтобы
информировать игроков о том, кто ведет в турнире, были установлены большие
стенды, на которых было указано имя каждого игрока, имена его пилотов и текущее
число побед. Вместо цифр или черточек, для обозначения числа побед
использовались исторические аналоги. Каждая победа «зарисовывалась» рядом с
именем пилота игрока следующим образом:
Каждая победа Luftwaffe отмечалась
черной вертикальной прямоугольной полосой либо с розеткой roundel, либо с белой
звездой внутри синего круга, либо с красной звездой, чтобы обозначить была ли
одержана победа над британцем, американцем или советским.
Каждая победа RAF
отмечалась черным «квадратным» германским крестом.
Каждая победа ВВС США
отмечалась красным германским флагом с белым кругом, внутри которого находится
свастика (если судье кажется, что свастика слишком агрессивный символ, то можно
использовать способ отмечания побед RAF).
Каждая победа советского пилота
отмечалась красной звездой, потому что советские не использовали то, что они
считали фашистскими символами. Они считали эти символы неподходящими и не
почетными для украшения своих машин.
Несколько первых турниров на West
Weekend проводились в Hanford Mall и несколько любопытных посетителей с детьми
заходили посмотреть на то, что происходит. Игрокам не выбирали потенциально
агрессивные имена, потому что стенды были расположены на стенах для всеобщего
обозрения.
· Кампании и Доступные Машины – Кампании 1942 г.
на Западном фронте и 1941-1942 гг. на Восточном фронте были отброшены, так как
Fw-190A на порядок превосходит все, что союзники могут поднять в воздух (во
всяком случае в Rise of Luftwaffe) в это время. Даже несмотря на то, что немцы
по-прежнему сохраняют превосходство, благодаря своим Focke-Wulf, кампания 1943
г. на Восточном фронте была включена в программу на тот случай, если кому-то
очень захочется летать на советских машинах. Приблизительно за месяц до West
Weekend вышел C3i №11, в котором были P-39N с их рейтингом очередей «2». P-39D,
которые были изначально включены в кампанию 1943 г., был быстро заменены на
P-39N на турнире West Weekend, так как игроки тут же захотели играть за
советских, если им можно будет использовать «Аэрокобры».
Разумной миссией для
русского фронта с точки зрения игрового баланса будет 3 немецких игрока, которые
«летят» на 2 звеньях Fw-190A и 1 звене Bf-109G, против 4 русских игроков,
которые «летят» на 2 звеньях «Як-9» и 2 звеньях P-39N. Другим хорошим матчем
может стать схватка между 2 немецкими игроками с 4 Fw-190A против 3 русских
игроков с 6 P-39N или комбинацией из 4 P-39 и 2 «Як-9». Обе ситуации
подразумевают то, что один из русских игроков ходит первым.
Некоторые типы
американских машин были отброшены для кампании 1943 г. на Западном фронте. P-38F
и B-25C были изначально представлены, но впоследствии удалены. Все группы
американских P-38 и B-25 находились на Средиземноморском ТВД. Все действующие
эскадрильи B-25 в Англии принадлежали к британским и другим союзным ВВС. P-47
изначально сопровождали B-17 и B-26 , обязанности по эскорту возлагались на RAF.
Таким образом B-25C может использован вместо B-26B, если все истребители эскорта
это Spitfire Mk IX. Даже несмотря на то, что на карточке B-26B указано, что он
доступен с 1943 г., этот самолет появился в Англии не раньше конца 1943 г. Все
группы B-24D находились в Ливии для операции Tidal Wave, бомбардировки
нефтеочистительных заводов в Плоэшти.
Как только, после второй конференции
West Weekend, появилась игра Zero!, была добавлена кампания 1942 г. на
Тихоокеанском ТВД.
· Определение Миссии – Согласно таблице
Типа Миссий, результаты броска кубика от «3» до «6» дадут миссию с
бомбардировщиками. Эта таблица учитывает, какая из сторон использовала
бомбардировщики, в каком году и на каком фронте. Исключением была кампания 1941
г. Там результаты изменены так, что обеспечивают большее число схваток
истребителей. В 1941 г. Luftwaffe быстро научились избегать вылазок истребителей
RAF над Францией и отказывались принимать бой. Для того, чтобы «соблазнить»
Luftwaffe на сражение, RAF применили стратегию известную как «Цирки». Она
состояла в том, что от 18 до 24 эскадрилий «Спитфаеров» (более 200 истребителей)
сопровождали одну эскадрилью «Бленгеймов» (от 6 до 12 бомбардировщиков),
летевших бомбить аэродромы Luftwaffe. Обычно RAF удавалось удерживать Luftwaffe
от атак «Бленгеймов». Но, время от времени, некоторым искушенным пилотам
Luftwaffe, благодаря их способностям, упорству и удаче, удавалось «проскочить»
эскорт истребителей, чтобы атаковать бомбардировщики.
· Миссии с
Бомбардировщиками – Бомбардировщики были добавлены из-за исторического
антуража. Средине и тяжелые бомбардировщики являются статичными целями и тянут
карточки, только если атакованы (игра с их участием работает хорошо).
Основываясь на предварительном тестировании, и чтобы во время турнира сохранить
игровой процесс простым, не использовались легкие бомбардировщики, атаки
пикирующих бомбардировщиков, огонь ПВО и определение результатов бомбардировки.
Если время не является решающим фактором (например игра происходит в игровом
клубе), то по желанию могут быть добавлены типы целей, огонь ПВО и легкие
бомбардировщики.
На конференции West Weekend, некоторые игроки «отыгрывали
роль» и почитали за честь защитить свои бомбардировщики или атаковать вражеские,
а остальные не обращали на бомбардировщики никакого внимания и выходили из боя,
когда это диктовала сложившаяся ситуация. Как Вы наверное уже отметили, на
будущих турнирах конференции GMT West Weekend, игроки атакующие и защищающие
бомбардировщики будут получать награду в виде частичных способностей аса.
Последняя Рекомендация
Я надеюсь,
что эти критерии доставят Вам столько же удовольствия и радости, как и нам на
всевозможных GMT West Weekend от Хэнфорда до Голеты, на протяжении нескольких
лет. А если Вы большой фанат DiF, и собираетесь практически безостановочно
играть в DiF, чтобы выяснить скольких побед Вы сможете добиться, добро
пожаловать на одну из будущих конференций GMT West Weekend.
Библиография
· Stewart Wilson,
Aircraft of WWII, Aerospace Pubs., 1998
· Alexander Boyd, The Soviet Airforce
Since 1918, Stewart and Day 1977
· Donald Caldwell, Jg-26 – Top Guns Of The
Luftwaffe, Ivy Books, 1991
· Norman Franks, Aircraft Versus Aircraft, Grubb
Street, 1998
· Roger Freeman, The Mighty Eight, Jane’s Pub., 1970
· Roger
Freeman, The Mighty Eight War Diary, Jane’s Pub., 1981
· Roger Freeman, The
Mighty Eight War Manual, Jane’s Pub., 1984
· Martin Middlebrook, The
Schweinfurt-Regensburg Mission, Charles Scribner’s Sons, 1983
· Hugh Morgan,
SovietAces Of World War 2, Reed Books,1997
· Alfred Price, Spitfire Mark V
Aces 1941-45, ReedBooks, 1997
· Edward Sims, The Greatest Aces, Ballentine
Books, 1967
· Mick Spick, Luftwaffe Fighter Aces, Ivy Books, 1996
Перевод – Лукьянов Игорь, Москва, 2004. | |||
в начало | обсудить статью | написать автору | другие статьи |