Для меня знакомство с игрой было долгожданным праздником. Тема прочно забытая, и такое впечатление, что специально, из каких-то непонятных мне причин не освещаемая достойно ни в период кончины Советского Союза, ни в наши дни (из чего-то заслуживающего серьезного внимания могу припомнить двухтомник Какурина, и современные работы Дерябина). Здесь необходимо оговориться, что я имею ввиду не количество книг (Слава Богу! Изданы и Деникин, и Врангель и Слащев…), а отсутствие популярных работ, посвященных непредвзятому описанию общего хода боевых действий в удобоваримой форме. Но праздником знакомство с игрой стало не сразу, существовали серьезные опасения, что если уж мы так плохо знакомы с войной, то куда уж там американцам! Казалось бы, за годы потребления американских игр я должен был бы привыкнуть к тому, что это, как правило, очень качественный продукт, но тем не менее. Сыграть в Гражданскую войну в России очень хотелось, и прекрасно то, что игра оказалась интересной, держащей за яйца до самого конца и аутентичной.

Далее не обойтись без небольшого отступления. В те далекие времена, когда властелин Мордора был еще маленьким, а мы только что заполучили в свое распоряжение экземпляр игры Krieg! и играли в нее с утра до утра и от субботы до субботы, в период первого пресыщения игрой, нам на выручку пришли материалы из всемирной объединяющей человечество компьютерной сети Интернет, которые позволили нам не только опробовать те варианты, что легли в основу капитального переиздания игры (я имею в виду Totaler Krieg!), но и сыграть в немного курьезный сценарий "Гражданская война в России". В принципе, назвал я сценарий курьезным из-за отношения к нему самих авторов, которые, у меня сложилось такое впечатление, сделали его по принципу - "а что бы еще этакое изобразить на этой же карте, и с тем же набором фишек, да по тем же правилам, но без танков и пикирующих бомбардировщиков?". Сказано - сделано, и выложено в интернет с примечанием - "пожалуйста, сыграйте и скажите, что Вы об этом думаете". Так вот году эдак в 1995 или 96 или 94 (вот не помню и все!), на дне рождения Кудряшова, мы с Калининым остались у именинника, чтобы дождаться, когда пойдет метро (то ли сильно напились, то ли заболтались). Вот тут-то Калинин мне и говорит: "А давай попробуем в Гражданскую войну!". А я ему: "Да пошла она на … Давай лучше еще водки выпьем". А он мне: "Нет! Если игра хорошая, то ни она распитию водки, ни распитие водки ей не помешают". Вот какой он, Леха, настойчивый. Сразу оговорюсь, что за точность передачи диалога не ручаюсь, но смысл передаю. Так вот сели мы играть (сейчас даже не вспомню, кто за кого, спросите у Калинина), и очень нам понравилось. Надо сказать, что восточная карта Krieg!, на мой взгляд, идеально подходит по масштабу (от Мурманска до Баку, и от Свердловска (Екатеринбурга) до Суэца), а фишки корпусов и армий просто напрашиваются. Полное, или почти полное (хотя, если мне не изменяет память, у советов и поляков было что-то танковое) отсутствие танков и авиации, а соответственно - и правил, их касающихся, изменили Krieg! до неузнаваемости. При этом они здорово передавали дух эпохи! Но больше всего нас поразило то, с какой элегантностью авторы сценария обошлись с последовательностью хода. Представьте себе, каждой "белой" фракции (я имею в виду ВСЮР, Колчака, Юденича, Поляков, интервентов) и красным соответствовал маркер их определенного цвета. Перед началом каждого хода эта горстка цветных фишек складывалась в чашку, а затем - лото. Ходят те, чья фишка была вытянута. То есть, красные ходят один раз, но зато - убийственно. А "белые" - много раз, но зато без всякой надежды скоординировать по времени свои наступления. Или действенно среагировать на критическое положение "соседей". Гениально! Это стало главным впечатлением от игры. Но из-за общей "сыроватости" правил, целиком "сырых" условий победы и потому, что мы отложили Krieg! на полку и вернулись к нему только в "тотальном" виде, где Гражданская война и так присутствует (не раз, я помню, Романовы у нас досиживали на престоле до 1939 года, а то и до 45), в сценарий Гражданской войны мы больше не играли. И вот - Reds!

Первую игру я помню хорошо, потому что в ней мы с Зябриковым (Виталий в роли Антона Ивановича, я в роли Александра Васильевича) капитально "обули" Сергеева (в роли Бронштейна), а выиграть у Сергеева, доложу я Вам, это как медаль получить (приятно и торжественно). После этого Стас разозлился, и ссылаясь (законно, в общем) на то, что правила ему пришлось изучать на ходу, потребовал реванша. И получил его… раз пять подряд, если я не ошибаюсь. Это уже потом я прочел, что, по мнению автора, в его игре шансы белых выиграть войну стремятся к нулю. Но это отнюдь не означает, что они не могут выиграть игру. Чувствуете разницу? (Если Вы ответили на этот вопрос утвердительно, то - "Добро пожаловать в Высшую лигу!") Для остальных поясню, что в военных играх часто в конце игры одна из сторон оказывается в аховом положении, но одерживает победу, так как человек руководившей ею, продемонстрировал чудеса полководческого таланта, железную волю, ему сопутствовала удача, а значит, он смог достичь условий победы, оговоренных в каждом конкретном сценарии. Далее еще несколько приятных новостей. Масштаб карты по сравнению с картой Krieg! почти не изменился, но из-за оптимального расположения на листе на ней удалось уместить весь Туркестан и Зауралье до Омска. Что же до последовательности игры, то здесь не только у каждой белой фракции (а всего их в игре 6) была своя фишка для наполнения "стаканчика", но теперь и у каждого из советских фронтов была своя фишка. А антураж! Армия Махно (мать его! много белой крови он попил), фрай корпус фон дер Гольца в Прибалтике, поезд Троцкого, ужаснаводящая латышская дивизия, ижевско-воткинские рабочие на стороне белых ("За Советы без коммунистов!") - вот далеко неполный перечень самых антуражных деталей игры. По дефолту, корниловцы, дроздовцы, чехи, бригада Каппеля, возможность получения "сухопутных дредноутов" от союзников.

Но для хорошей игры мало соответствия карты и фишек историческим реалиям (никогда мне не забыть резюме Ричарда Берга в одной из его рецензий: "… зимой идет снег, фишки с обозначением советских и немецких частей двигаются по карте вокруг Москвы. В остальном игра не имеет никакого отношения к сражению под Москвой в 1941 году"). Непростая задача стоит перед автором игры о Гражданской войне в России, с точки зрения сравнительной оценки боевых качеств соединений конфликтующих сторон. Как же справился с этой задачей знаменитый Тэд Рэйсер. Фантастика! Вот то слово, которое может служить оценкой примененной им боевой системы. А вот еще несколько слов - "потрясающе", "гениально", "да я бы ни в жизнь не придумал" и, наконец "что я, - даже Разыграев бы, наверное, не смог бы". Успокойтесь - есть, есть и таблица с соотношениями. И результаты похожи на другие игры. Но в то же время - все по-новому.

Чтобы не быть голословным, рассмотрим один пример, только сразу оговоримся, что чем больше выпало на кубике и чем больше модифицированный результат броска, тем лучше, а у каждой части нас интересует две характеристики из четырех возможных: численность и боевой модификатор к броску кубика в атаке (МБК) у белых и МБК в обороне у красных.

Итак, Алексеевская дивизия белых, потрепанная в предыдущих боях (численность 1, МБК -1), Кавказская армия (2, МБК +3) и 1я Донская казачья (2, МБК +2) армия атакуют 16ю армию красных (4, МБК +2) в Ростове. Определяем боевое соотношение 5 (приблизительно 50 000 штыков и шашек) у белых к 4 у красных. Округляем до простого соотношения (всегда в пользу обороняющегося). Соотношение численности 5 к 4 становится боевым соотношением 1 к 1 (фуфло, а не соотношение для атаки!). Оборонительная позиция в городе дает красным лишнее преимущество в виде сдвига на одно соотношение вниз. То есть боевое соотношение становится 1 к 2. Теперь суммируем МБК для обеих сторон у белых это 3+2-1=+4, а у красных - просто +2. Каждая из сторон бросает кубик. Предположим, что обе стороны выбросили по "6". Боевая сила частей Вооруженных Сил Юга России - это "6" х 3 (количество частей) + 4 (их общий МБК) = 22. Боевая сила красных "6" х 1 + 2 = 8. Разница +14 в пользу белых.(!!!!!!!) Результат боя (определяется по Таблице результатов боя) - "aDR". Что означает, что одна из атаковавших частей расстроена, а все оборонявшиеся части расстроены и отступают. Фишка красных переворачивается и отступает на два гексагона. Переворачиваем Кавказскую армию на обратную сторону - расстроились!(ее характеристики становятся - численность, по-прежнему 2, МБК +0), 1ой Донской армией входим в Ростов. Voila!

Нет, Вы поняли, что этот человек сделал? При равной численности ясно видно тактическое преимущество белых. И сделано это не простым усилением фишек белых, а путем предоставления им возможности действовать более мелкими частями, чем красным. (Ничего подобного я никогда не встречал. Хотя, если смотреть на предмет немного шире, то нечто отдаленно напоминающее, или, скорее какие-то неуловимые черты вышеописанной системы боя можно встретить в старинной (года эдак 83-84)игре Ричарда Берга 13: Colonies in Revolt.) Не беспокойтесь, автор умудрился отразить и рост полководческого искусства высокопоставленных красных командиров (в игре есть фишки и Тухачевского, и Фрунзе, и Егорова…) без того, чтобы, скажем, заменять фишки красных на новые, с лучшими характеристиками (ведь это отражало бы рост мастерства командующих армиями, а вовсе не фронтами). Но как он это сделал, я надеюсь Вы узнаете сами. В общем, играю в эту игру до сих пор. Кавалерийские рейды белых (явно навеянные автору рейдом кавалерии Мамонтова), политические интриги, "чудо на Висле", вспышки тифа, возможность похода красных в Европу, все, что произошло или могло бы произойти в реальной войне нашло свое отражение в этой зашибенной игре. Что до графического исполнения, то на общем фоне прекрасно исполненных компонентов игры меня более всего позабавила американская непосредственность при исполнении фишки царя. На одной ее стороне изображен портрет последнего самодержца (на тот случай, если белым удалось спасти его), а на другой - надгробие с аббревиатурой R.I.P. Напоследок, "чудовищный", а на мой взгляд и единственный, недостаток игры. На фишке, изображающей Дроздовскую дивизию, напечатано Drovodsky. Так не годится.

© Лукьянов Игорь, 2003.



Hosted by uCoz