Обзор сценария "Лейтен - триумф века" из игры "Prussia's Glory".

обсудить статью

написать автору

другие статьи

XVIII в. не является излюбленной темой разработчиков военных игр, поэтому каждая изданная игра, посвящённая Войнам в Кружевах, становится событием для людей увлекающихся этой эпохой. Создатель "Славы Пруссии" - Боб Калиновский - поставил перед собой цель совместить элегантность правил, колорит эпохи и простоту действия, а такого результата не так-то просто добиться, ведь для ускорения игрового процесса приходится подчас прибегать к абстракции и жертвовать теми дорогими сердцу каждого энтузиаста деталями, которые во многом создают неповторимый образ военного дела Века Разума.

Масштаб местности в игре довольно крупный - около 500 м в гексагоне, а один ход отражает час реального времени. Это несомненное достоинство игры, так как каждый сценарий в результате умещается на одной карте и может быть сыгран за день. Например, фронт австрийской армии при Лейтене занимал до 9 километров и в масштабе 100 м в гексагоне, используемом в серии игр компании "Clash of Arms", также посвящённых Семилетней войне, протяжённость австрийской линии составила бы 90 гексагонов, а ведь ещё нужно место для флангового охвата пруссаков, так что не уверен, поместилась ли бы эта карта на мой большой игровой стол (большинство карт серии "Batailles dans l'Age" той же фирмы не помещаются). Большая часть игровых фишек в "Славе Пруссии" - это бригады, которые имеют по четыре уровня силы. Издатели игры не поскупились, каждая бригада получила по две фишки, первая с полной силой, а вторая с ослабленной, таким образом игроки обходятся без маркеров, используемых обычно для обозначения потерь, понесённых многоуровневыми фишками. Сами фишки выполнены превосходно. Их размер (5/8 дюйма), который несколько больше стандартного, дал возможность не только разместить силуэты солдат в форме, соответствующей исторической, но и напечатать всю информацию, необходимую игроку во время боя (включая гексагоны начальной расстановки фишек и названия сценариев, к которым они относятся, что весьма удобно). Каждая боевая часть, кроме числа уровней, имеет ещё три характеристики - Скорость, Боевую Силу и Мораль, напечатанные крупным шрифтом и легко читаемые даже с некоторого расстояния. Генералы, управляющие войсками, сделаны не столь удачно. Вместо портретов, которые довольно легко было бы найти в соответствующей литературе, на их фишках помещены флажки.

Сражение при Лейтене мы решили играть со специальным правилом, заменяющим австрийского главнокомандующего Карла Лотарингского на гораздо более способного фельдмаршала Дауна.

Утренний туман ещё не успел рассеяться, когда прусская армия, построившись колоннами, начала свой марш в обход левого крыла австрийской армии, состоявшего большей частью из плохо обученных и не слишком храбрых имперских солдат. Как обычно бывает при маршах в тёмное время суток, многочисленные задержки, заторы и перемешивание частей сильно затрудняли движение пруссаков (Игорь Лукьянов, игравший за пруссаков, очень неудачно кидал кубик, определяя состояние управления своих войск, и пруссаки часто двигались "неэффективно"). Под прикрытием тумана "Потсдамский вахтпарад" приблизился к ничего не подозревавшим австрийцам. Когда солнечные лучи развеяли пелену, висевшую над полем боя, Даун обнаружил, что передовые части пруссаков уже образовали линию, перпендикулярную австрийскому фронту. Опытный фельдмаршал оценил ситуацию и немедленно отдал приказ о переброске войск с правого крыла на левый фланг и об отводе уязвимого левого крыла с целью образования нового фронта, обращённого лицом к наступающим пруссакам, за ручьем Радаксдорфербах, протекавшим перед местечком Лейтен, под прямым углом к прежней австрийской линии. Будь на месте Дауна менее способный генерал, например, тот же Карл Лотарингский, он бы замешкался и упустил драгоценные минуты, необходимые для переброски войск, но австрийский фельдмаршал оказался достойным противником Фридриху (для активации австрийской армии, когда пруссаки в первый раз после окончания действия тумана подошли на расстояние менее 3,5 км, нужно было выкинуть на шестигранном кубике с прибавлением командного рейтинга главнокомандующего 8 или больше. Я выкинул 5, прибавил командный рейтинг Дауна 4 и активировал австрийцев. Если бы вместо Дауна австрийцами командовал Карл Лотарингский с командным рейтингом 2, то проверка была бы провалена, и пруссаки могли бы спокойно продолжать свой манёвр).

Благодаря своевременному распоряжению Дауна, австрийцам удалось к началу прусской атаки образовать новую более-менее сносную линию, хотя пешие полки правого крыла, а также кавалерия и артиллерия всё ещё не подошли к Лейтену, а некоторые бригады левого крыла не успели даже отойти за ручей. Прусское наступление началось в полдень с массированной атаки кавалерии против австрийских кирасир и драгун, стоявших на левой оконечности новой австрийской позиции. Эта атака была несколько преждевременна, так как пехота пруссаков и артиллерия ещё не заняли своих мест в боевой линии, но любая задержка была теперь на пользу австрийцам, ведь их многочисленные подкрепления уже приближались к месту боя. По крайней мере, Фридрих мог утешиться мыслью, что в случае неудачной атаки пруссаки имели возможность спокойно отойти и реорганизовать разбитую кавалерию, очевидно, австрийцы были не в том положении, чтобы преследовать их. Кавалерийский бой шёл с переменным успехом, превосходная прусская кавалерия генерала Дризена (Driesen) отбросила полки графа Сербеллони за ручей, причём гусары пруссаков несколько раз опрокидывали австрийских кирасир и даже пехоту (Игорь выкинул три шестёрки подряд во время атак), некоторые части австрийцев обратились в бегство, но пруссаки были сильно расстроены и им пришлось остановиться для приведения войск в порядок, тем более, что приближалась тяжёлая кавалерия графа Лукчезе (Lucchesi) с правого крыла австрийцев. Увидев, что пехота всё ещё не выстроилась, а кавалерия Дризена добилась лишь частичного успеха, старый гусар Цитен, командовавший на левом крыле пруссаков, развернувшемся как раз напротив того места, где новая австрийская линия загибалась под прямым углом у Радаксдорферской рощи, воскликнул: "Цитен я или нет?!" и бросил две бригады кирасир в атаку на австрийцев, занимавших ключевой пункт позиции - холм Буттерберг. В случае успеха, кавалерия Цитена могла выйти в тыл новой австрийской позиции и изрубить войска, отступившие после боя с прусской конницей правого крыла. В жаркой схватке был ранен и выбыл из строя командир австрийского авангарда граф Ностиц, возглавивший полки кроатов и шеволежеров, оборонявших этот холм. Его доблесть не была напрасной, - несмотря на ранение командира, австрийцам удалось устоять и отбросить прусских кирасир. Опасность для правого крыла австрийской армии миновала.

К концу атаки Цитена прусская пехота наконец приблизилась к неприятелю, а артиллерия начала обстрел австрийских позиций. Австрийцы тоже подвезли свои многочисленные пушки и ответили на стрельбу пруссаков весьма действенным огнём, кроме того пехота правого австрийского крыла успела подойти и встать в боевую линию, а Даун собрал в тылу части, разбитые во время первой прусской атаки. Бомбардировка не принесла пруссаком ощутимого перевеса, и в отчаянии Фридрих приказал начинать последний решительный штурм. Снова бросились в атаку кирасиры Дризена, а пехота центра двинулась вперёд под сильным огнём австрийской артиллерии. В течение целого часа противники упорно дрались, стрельба велась через ручей с самых малых дистанций, и обе стороны несли тяжёлые потери. Особенно вредили пруссакам вражеские пушки, палившие картечью в упор, в то время как прусская артиллерия ещё только выдвигалась с прежних огневых позиций к ручью. К четырём часам дня прусская атака была отбита по всей линии, "Красный" вюрцбургский полк даже захватил 40 прусских пушек, брошенных отступавшей пехотой. Победные крики всё громче стали раздаваться среди австрийских войск. Фридрих II, этот великий гуманист, решил во избежание дальнейшего бессмысленного кровопролития, так как надежды на победу уже не оставалось, отступить. Австрийцы не преследовали. (К концу хода мораль прусской армии опустилась до 6 - первого значения морали, при котором игрок должен проверить, не была ли деморализована его армия. Риск, правда, был ещё минимален, так как при Морали 6 армия деморализуется лишь при выпадении единицы на шестигранном кубике, однако, по мере дальнейшего понижения морали из-за потерь, эта вероятность растёт. Мораль же австрийцев, благодаря заработанным ими многочисленным очкам "Боевых успехов" за уничтожение и обращение в бегство неприятельских частей, всё ещё оставалась на уровне 18 очков.)

Мнение об игре у нас осталось неоднозначное. Система боя выглядит очень хорошо, особенно когда части противников сходятся - даже победитель, как правило, несёт довольно тяжёлые потери, так что победа всегда оказывается кровавой, как это и было в XVIII в. Не удовлетворила нас система командования - фактически генерал может управлять частями, растянувшимися на фронте в 7 км, и имеющими промежутки в линии, что выглядит несколько нереалистично. К тому же при таком большом радиусе командования у игроков есть сильное искушение перемешивать войска из разных "корпусов" и воевать эдакими "кампфгруппами", правда мы, будучи не только игроками, но и историками, придерживались строгого разделения войск в соответствии с их административной принадлежностью. Некоторое недоумение вызвала и та лёгкость, с которой целые корпуса перестраивались в походные колонны и обратно. Если бы я не был, как я уже заметил, историком, то войска правого австрийского крыла подошли бы к месту боя, вероятно, уже к моменту первой прусской атаки, но я двигал их не походным движением, а обычным, и австрийцы шли всё-таки со скоростью, примерно соответствующей исторической. Несмотря на эти спорные решения автора, общее впечатление от игры осталось у меня благоприятное: автор вполне успешно отобразил такие ключевые элементы военного искусства XVIII в. как решающее влияние маневрирования непосредственно перед сражением, глазомера главнокомандующего и быстроты передвижений, а также чрезвычайно кровопролитный характер пехотного боя и хаос, царивший при кавалерийских атаках.

Оценка игры по пятибалльной шкале:

Общее впечатление: Хочу ещё: 4+

©Литсиос Илья 2003



Hosted by uCoz